ГЛАВНАЯ | ДИСКОГРАФИЯ | ПУБЛИКАЦИИ | ФОТОГРАФИИ | MP3 | ГОСТЕВАЯ

ПРЕССА

Protsyuk@narod.ru 

Тишина без единого шороха в соборе после опъяняющего мастерства на концерте

/Guenter Kunert, Westfaelische Volksblatt 21.05.1998/

Во многих смыслах околдовывающее заключение получил цикл органных концертов с молодым российским органистом Даниилом Процюком. Органное искусства высочайшего уровня предложил этот 25-летний исполнитель, обязанный уровнем своего художественного образования известной консерватории Римского-Корсакова в Петербурге. После Tierce en taille старофранцузского мастера Франсуа Куперена, инстроспективно сыгранного специфическим приемом "инегалите", Даниил Процюк сыграл бескомпромиссного Баха.

Большое трио "Токката, адажио и фуга до мажор" слушались в одушевляющей законченности. Уже напряжение дифференцированно артикулированнойтоккаты, головокружительное соло педали, достаточно просто обозначенное Адажио, и фуга, сконцентрированная на "игре" - безоговорочность и мощь показали темпераментную интерпретацию Даниила Процюка.

Первую сонату Хиндемита он раскрыл как сокровище камерно-музыкальной органной литературы, в котором он в первой части обыграл дифференцированные тембровые возможности органа в башне, во второй части показывал далеко простирающиеся линии, чтобы дать почувствовать певучесть этой музыки. В заключительной фантазии Даниил Процюк уловил дух свободы, очень напряженно разграничивал отдельные реплики и тем музыкально поставил Хиндемита в центр своей интерпретации.

"Интродукцией, вариациями и фугой на собственную тему" Макса Регера, почти 30-минутным сочинением, было задумано отметить в настоящем цикле 125-летие со дня смерти композитора. Бесконечные измерения открываются в этом образце позднеромантического органного симфонизма. Даниил Процюк выявил это уже в начинающейся интродукции со спокойным началом и возбужденными возгласами. Совершенная техника и высокоинтеллектуальная концепция отличали исполнение, особенно в условиях реализации его на большом органе. Пассажи вариаций органист поставил в диалог между органами на хорах и в башне, обвораживая исключительно органичной, соответствующей дыханию музыкальных фраз, агогикой. Было слышно, как он наслаждался оптимальными звуковыми возможностями инструментов. Выходящий за пределы возможностей композиторский стиль Регера получил у Даниила Процюка воплощение, при котором все технические подводные камни показались преодоленными.

Привлечение молодого российского органиста с его эксклюзивными исполнительским мастерством - большая удача для руководителя цикла органиста Хельмута Петерса, которая будет иметь еще широкий резонанс. Тишина без единого шороха и удивление распространились по окончании концерта по всему собору.

 

Юный виртуоз с удивительной зрелостью

/Peter Buck, Neue Westfaelische Zeitung 23.05.1998/

Удивительную для 25-летнего музыканта зрелость в исполнительской технике,, обращении с соборным органом, наконец в силе исполнительской концепции обнаружил в последнем концерте органного цикла в Кафедральном соборе органист Даниил Процюк. Ассистент органного класса Санкт-Петрбургской консерватории использовал произведения Куперена, Баха и Хиндемита лишь затем, чтобы "разыграться" перед тяжелейшим сочинением вечера: получасовыми "Вариациями на собственную тему фа диез минор" Макса Регера.

С пульта органа в башне Даниил Процюк начал свой концерт спокойным Tierce en taille Франсуа Куперена. Высоко требовательной далее была уже баховская "Токката, адажио и фуга до мажор". Полной жизни и веселого настроения показалась написанная Паулем Хиндемитом в 1937 году Первая соната. Прелестное, почти атонально свободно парящее трехчастное сочинение Процюк интерпретировал очень красочно.

Написанные Максом Регером в 1903 году "Вариации и фуга на собственную тему" длятся полных 30 минут и ставят перед органистом экстремально высокие требования, которым Даниил Процюк, играя на центральном пульте, полностью соответствовал - 30 минут высочайших достижений! В очень эффектном диалоге между двумя органами он поборол капризную Интродукцию также уверенно, как и Вариации на мелодичную тему на шесть восьмых, в течение Регер фигуративно, мелодически и гармонически переходит все имеющиеся границы, также и тональные, своими кластерными эффектами предвосхищая музыку 60 годов. В непреодолимом музыкальном течении петербургский органист развил очень концентрированную, постепенно становящуюся плотнее и громче фугу, заканчивающуюся мажорным разрешением.

Слушатели остаются в надежде, что они смогут чаще слушать молодого органиста в органных концертах.

 

 

 

Волшебное звучание: органная музыка в Санкт–Петербурге
Ольга Гордиенко, "Зеркало" №4-6, 2001

 

Несмотря на множество трудностей, все же очень интересно и волнующе писать о явлении существующем, находящемся в процессе своего развития, творимом на глазах современников, а не о том, что уже совершилось, создано и представлено на суд общества в завершенном виде.

Органная музыка, как и другие виды музыкального творчества, суть как раз такое живое и современное явление, несмотря на то, что аналогичные органу инструменты существовали еще в Древней Греции, Риме, Византии... Сегодня в Петербурге эта область искусства находится в довольно плачевной ситуации, и это еще более удивительно, если учесть тот факт, что до революции наш город занимал здесь главенствующее положение.

Молодой петербургский органист Даниил Процюк, Лауреат Международного конкурса, преподаватель Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, рассказал некоторые факты из истории и современности органного музицирования в Санкт-Петербурге.

– До 1917 года у нас существовало больше католических и протестантских церквей (которые с VII века являются главной обителью органа), чем в любом другом городе России (что естественно, так как Петербург был столицей многонациональной Российской империи). По разным оценкам, всего насчитывалось 80-100 инструментов. Класс органа Петербургской императорской Консерватории готовил преимущественно церковных органистов для Прибалтики. Большинство музыкантов, основавших национальные композиторские и исполнительские школы Латвии, Литвы, Эстонии - воспитанники нашей Консерватории, ее органного класса.

После октябрьских событий храмовые инструменты были большей частью уничтожены, некоторые перемещены в светские помещения, что лишь отсрочило их гибель. Особое сожаление вызывает утрата больших органов Лютеранской церкви Св. Петра и католического собора Св. Екатерины на Невском проспекте. Сегодня это были бы памятники органостроения европейского значения.

Из всех перенесенных органов действуют только инструменты в зале Академической Капеллы (из Голландской церкви) и в Большом зале Филармонии (из Института акушерства и гинекологии имени Отто), однако и они не дают публике истинного представления о художественно полноценном органном звучании. Более удачно могла бы сложиться судьба и органов Консерватории, но это уже другая тема.

Причиной такого печального положения является тот факт, что каждый орган создается именно для того помещения, в котором он будет находиться, с учетом его акустических особенностей, влияния эхо на звучание инструмента, планируется как часть интерьера. Именно поэтому перемещение органа, нарушая целостное, гармоничное образование, ухудшает качество звучания. И вообще, церковные концерты предпочтительнее, потому что орган все же требует церковной акустики (с большой реверберацией)...

Сейчас в Петербурге, по словам Даниила, можно послушать только два настоящих, пусть и небольших органа: в Лютеранской церкви Св. Екатерины на Васильевском острове и Римско-католическом кафедральном соборе Успения Божьей матери. Там регулярно проводятся концерты органной музыки.

Даниил считает, что началом органного Ренессанса может служить скорее возрождение церковного музицирования, (может быть, "репатриация" уцелевших органов Голландской церкви и Мальтийской капеллы бывш. Воронцовского дворца, в наст. время бездействующего в Малом театре оперы и балета), чем строительство новых органов в светских помещениях. Иначе увлечение органом перестанет быть очень петербургской тягой к европейскому, к "сумрачному германскому гению" и легко превратится в варварство, азиатчину, интерес к внешним проявлениям органа - к пестроте ярких тембровых комбинаций, к громкости, к размерам, к конструктивной сложности инструмента. Органист при таком понимании инструмента мнится чуть ли не Демиургом, Властелином звуков - полная противоположность Евангельскому духу баховских органных сочинений. Так уже происходит в Корее, Японии, Китае - странах, интенсивно осваивающих европейское культурное наследие - или у нас в Татарстане, к примеру.

Нельзя путать пропаганду органа церковного с миссионерством. Просто орган не "один из множества" музыкальных инструментов, Его Отечество - христианский Храм, а в концертном зале он всегда гость.

Сейчас Петербург превратился в абсолютную провинцию в сфере органного искусства, несмотря на предпринимаемые некоторыми деятелями усилия. В Москве дела обстоят намного лучше, а "центр" переместился в Казань (усилиями ректора Казанской консерватории - органиста). Но все же в нашем городе немало хороших музыкантов, которых публика, к сожалению, не знает, а концертные залы пустуют...

Protsyuk@narod.ru 

Сайт создан в системе uCoz