ГЛАВНАЯ | ПРЕССА | ПУБЛИКАЦИИ | ФОТОГРАФИИ | MP3 | ГОСТЕВАЯ

ДИСКОГРАФИЯ

Protsyuk@narod.ru 

 

ИСКУССТВО ФУГИ БАХА

ВАРИАЦИИ РЕГЕРА, СТРАСТНАЯ СИМФОНИЯ ДЮПРЕ

AD NOS ЛИСТА, ВАРИАЦИИ ШЁНБЕРГА И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 


Искусство фуги BWV 1080 И. С. БАХА

Компакт-кассета MAN019 | заказать

Части I и II. Последовательность по изданию В. Грезера (NBA). Запись 24 мая 1998 года с концерта в церкви Св. Магнуса, Эверсвинкель, ФРГ на историческом органе Фр. Фляйтера-Старшего, 1883, II мануала, педаль, 24 регистра, механическая игровая и регистровая трактура.

Комментарий к записи

“Научные исследования, математические доказательства, биологические эксперименты не освободили нас от нашей экзистенциальной неизвестности. Совершенно напротив, мы увеличили нашу неизвестность, в которой она открывает все новые реалии под уже имеющимися. Однако, единственная истина принадлежит к другом порядку: она находится в области Веры. Только через встречу с неким “другим” мы можем понять себя. На для того нужно пройти через Смерть и Воскресение и это означает прыжок из времени. И необычайным образом к этому нас может подготовить музыка, как Картина, Отражение, Символ. В сущности музыка есть вечный диалог между пространством и временем, между звуком и краской, диалог, который ведет к объединению: Время есть пространство, звук есть краска, пространство это комплекс и наслаивающихся друг на друга времен, звуковые комплексы существуют одновременно как тембровые. Музыкант, который думает, видит, слышит, говорит, может с помощью своих познаний приблизить себя к потустороннему. И, как сказал Св. Фома: Музыка возносит нас к Господу через “недостатки действительности”, до дня, когда Он сам просветлит нас “преодолением” действительности. В этом, может быть, настоящий смысл музыки...”

Оливье Мессиан

 

ИСКУССТВО ФУГИ Иоганна Себастьяна Баха — монументальный памятник европейской культуры — одновременно самое загадочное произведение в истории музыки. Созданный Бахом в конце жизни этот opus summum, который можно рассматривать как Художественное завещание, не был закончен в связи со смертью композитора. Мы можем лишь строить предположения относительно последования частей цикла и того инструмента или ансамбля, для которого он предназначался. К этому добавляется традиционное отсутствие указаний для исполнителя (темп, динамика, характер) во всех Контрапунктах (за исключением одного — “In Stillo Francese”), усугубленное тем, что как по своему формальному строению, так и по внутреннему миру эта музыка не имеет аналогов даже у самого Баха, следовательно, при выборе исполнительского решения не могут помочь типологические ассоциации.

Универсальный текст BWV 1080 необыкновенно актуализирует главную, по существу, проблему музицирования: соотношение композиторской воли и исполнительского произвола, ибо уже любая выбранная последовательность частей здесь — трактовка текста, исполнительская редакция. Включать или нет в исполнение каноны, если да, то обособленно или помещать их между группами фуг; как поступить с последней фугой — “дописать” ее или играть незаконченной?.. — каждый, кто обращается к BWV 1080, решает эти и многие другие вопросы по своему.

Концертное исполнение, а тем более выпуск записи BWV1080 можно сравнить с проекцией какого-нибудь небесного тела на плоскость карты, имеющую только две системы координат. Как неизбежно искажаются пропорции планеты, так и бесконечная глубина, многозначность и символичность этого идеального музыкального произведения теряются при линейном развертывании во времени концерта, простом проигрывании, когда эта бесконечная игра музыкальных мотивов, тем, гармоний, игра, собственно, переставшая быть музыкой – для человеческих ушей – обретает начало, конец и определенную последовательность частей.

Кроме изданий в виде четырехстрочных партитур и клавиров существует несколько оркестровых версий BWV 1080. Распространена практика исполнения BWV 1080 с перерывом или в два вечера (цикл длится почти 90 минут), что на мой взгляд мешает целостному восприятию этой музыки.

Редакции BWV 1080 для органа (в т.ч. Хельмута Вальхи), как и вообще практика исполнения этого произведения на органе с использованием шестнадцатифутовой педали страдает тяжеловесностью и условностью. Удвоение партии Баса, когда эту музыку идеального плана деловито топают ногами — такое же свидетельство искажения идеала органного звучания и фактуры, как бузониевские октавные удвоения в фортепианной транскрипции Хроматической фантазии и фуги.

Выдающийся современный органист Герд Цахер (ФРГ) первым предложил играть BWV 1080 на органе без применения педали для Баса — только “в мануалах”. Так сохраняется естественный баланс голосов и звуковая ткань приближается к идеалу органного звучания старинной нидерландской школы, к Свелинку.

В настоящей записи BWV 1080 исполняется без педали как клавирная музыка. Исключения составляют: “органные пункты” в заключительных кадансах, Седьмой контрапункт — в педали 16’, затем 8’, 4’, 2’ голосами проводится Cantus Firmus, и Заключительный контрапункт — здесь 16’ педаль эпизодически подчеркивает тематические компоненты в Басу.

Чтобы сохранить аутентичную картину текста, для исполнения взята четырехстрочная партитура.

Последовательность частей принята по изданию Neue Bachgesellschaft [NBA] под редакцией Вольфганга Грезера (1928). Вторая часть выстроена в этом издании также, как и первая — по принципу постепенного усложнения конструкции:

a) четыре двухголосных канона в порядке усложнения;

b) пара трехголосных зеркальных фуг,

c) пара четырехголосных фуг;

d) заключительная четверная фуга (исполняется незаконченной).

Сторона "А" – I часть

Сторона "Б" – II часть

Четыре простые фуги

Contrapunctus I a 4 (тема в основном виде)

Contrapunctus II a 4 (пунктирный ритм)

Contrapunctus III a 4

Contrapunctus IV a 4 (тема в обращении)

 

Четыре двухголосных канона

Contrapunctus XII a 2 (в октаву)

Contrapunctus XIII a 2 (в дуодециму)

Contrapunctus XIV a 2 (в дециму)

Contrapunctus XV a 2 (в увеличении и обращении)

 

Три фуги в противодвижении

Contrapunctus V a 4 (на варьированную тему и ее обращение)

Contrapunctus VI a 4 in Styllo Francese (на варьированную основную тему и ее обращение в основном виде и уменьшении)

Contrapunctus VII a 4 Cantus Firmus (на варьированную тему и ее обращение, в основном виде, увеличении и уменьшении)

 

Зеркальные фуги на варьированную основную тему и ее обращение

Contrapunctus XVI a3 (rectus-inversus)

Contrapunctus XVII a 4 (rectus-inversus)

 

Двойные и тройные фуги

Contrapunctus VIII a 3 (тройная на две новые темы и варьированную основную тему)

Contrapunctus IX a 4 (двойная на новую о основную темы)

Contrapunctus X a 4 (двойная на новую и варьированную основные темы)

Contrapunctus XI a 4 (тройная на две новые и варьированную основные темы)

 

Последняя неоконченная фуга

Contrapunctus XVII a 4 (на три новые темы, из них одна BACH)

 

 


 

Органная музыка поздних романтиков

 Компакт-кассета MAN256 | заказать

НАВЕРХ

 

“СОВЕРШЕННАЯ ТЕХНИКА И ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ...
ОПЪЯНЯЮЩЕЕ МАСТЕРСТВО...
ОКОЛДОВЫВАЮЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ...
ВСЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ПОКАЗАЛИСЬ ПРЕОДОЛЕННЫМИ...”
[WESTFAELISCHE VOLKSBLATT 21.05.1998]

 

Сторона А

Макс Регер (1873-1916). Интродукция, вариации и фуга на собственную тему фа-диез минор ор. 73 [Universal Edition M.R.17]

Запись с концерта 19 мая 1998 в Кафедральном соборе [Hoher Dom], Падерборн, ФРГ. Орган-гигант построен фирмой “S. Sauer Orgelbau”, 1979-81, имеет 139 регистров, объединенных на центральном электрическом игровом пульте – 75 регистров, IV мануала, педаль (Turmorgel), 49 регистров, III мануала, педаль (Chororgel), 15 регистров, II мануала, педаль (Kryptaorgel).

Сторона Б

Марсель Дюпре (1886-1971). Страстная симфония ор. 23. [Alphonce Leduc 16.921]

Запись с концерта 6 июня 1999 в церкви Св. Софии, Гамбург-Бармбек, ФРГ. Орган “S. Sauer Orgelbau”, 72 регистра, IV мануала, педаль, механическая игровая и электрическая регистровая трактура.

 

Комментарий к записи

Органное письмо Марселя Дюпре (1886-1971) совершенно, изысканно и целесообразно. Великий виртуоз, импровизатор, он умело использует Sound, самозвучание органа. Глубочайшие басы (Stabat mater dolorosa), колористические эффекты регистров-призвуков (Nativite), инфернальный грохот (Crucifixion), трубные возгласы, блеск и раскаты язычковых регистров (Resurrection), просто свалка звучаний, тонущих в акустике романского собора — сами по себе воздействуют на слушателя, как начало “Заратустры” Р. Штрауса с ликующим, ослепительным до мажором.

Дюпре — последователь французской школы, с ее приверженностью внешней виртуозности, блеску. Его музыка на Страсти впечатляет, но она описательна, причем профанность здесь граничит с кичем.

Напротив, Макс Регер (1873-1916) вызывает горячее сочувствие как раз неблагополучностью, унаследованной от И.–С. Баха катастрофичностью своей органной музыки. Вариации ор. 73, как их еще называют, “Veraendurengen ueber Veraenderliches” [Вариации вариаций], сравнивая с “Вариациями на речитатив” Шенберга, необычны и для самого Регера. Здесь он, и так не слишком “коммуникабельный” автор, приближается к границам тональности, формы, насыщенности фактуры, технических возможностей исполнителя. Эта музыка, полная ошеломляющей красоты, космических откровений, подобна, однако, книге в Откровении, которую надлежит не прочитать, но съесть — “Вариации” почти неисполнимы и невыносимы для слушателя. Они предназначены для идеального органа, органа -как Давидовой псалтири ...ни на каком земном инструменте невозможно их аутентичное воплощение.

Fis-moll‘ные Вариации Регера и Symphonie-Passion Дюпре — два мира органного искусства, две непересекающиеся традиции — немецкая и французская, на протяжении веков сохранившие свои основные черты, две музыкальные, культурные философии.


 

Бах, Лист, Карг-Элерт, Шёнберг, Эбен. Произведения для органа
Компакт-диск PRS0017 | заказать

НАВЕРХ

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга ре минор BWV539 [7.14]

Ференц Лист (1811-1896). Фантазия и фуга на хорал “Ad nos, ad salutarem undam” из оперы Дж. Мейербера “Пророк”, 1852 [27.21]

Запись с концерта 14 октября 1995 в Marktkirche Халле, ФРГ, орган “A. Schuke”, III мануала, педаль, 56 регистров, 1984 г.

Зигфрид Карг-Элерт (1877-1933). Симфоническая канцона ми бемоль минор ор.81.1 [10.13]

Запись с концерта 26 апреля 1995 в церкви Св. Николая, Лейпциг, ФРГ, исторический орган Фр. Ладегаста, IV мануала, педаль, 84 регистра, 1862 г.

Арнольд Шёнберг (1874-1951). Вариации на речитатив ор.40 [13.03]

Запись с концерта в Малом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, орган “A. Schuke”, II мануала, педаль, 26 регистров, 1959 г.

Петр Эбен (р.1929) Фантазия II из “Воскресной музыки”, 1958 [8.30]

Запись с концерта 2 апреля 1995 в концертном зале Niguliste, Таллинн, ЭР, орган “Rieger-Kloss”, IV мануала, педаль, 63 регистра, 1981 г.

Protsyuk@narod.ru 

Сайт создан в системе uCoz